Месяцеслов: 15 февраля. Сретенье, Сустретьев день. Масленая неделя. - Новости Саратова Сегодня

Месяцеслов: 15 февраля. Сретенье, Сустретьев день. Масленая неделя.

Новости Сегодня

Новости Вчера

Новости 18.06.2018

Новости 15.06.2018

Яндекс.Метрика
 
Новости и Вести / Месяцеслов: 15 февраля. Сретенье, Сустретьев день. Масленая неделя.
Февраль - снежень, бокогрей.
15.02.2018 12:00:11 Именины: Гавриил, Иордан.

Православный календарь: Праздник Сретение Господне, один из двенадцати важнейших праздников христианской церкви.

15 февраля отмечается один из 12 главных церковных праздников - Сретение Господне. Этот праздник символизирует встречу человечества с Младенцем Иисусом.
Сретенье Господне названо так потому, что христиане отмечают день встречи святых Анны и Симеона с младенцем Христом, слово же «сретенье» буквально и значит «встреча».

До христианства наши предки в этот день праздновали встречу Зимы с Летом. Дело в том, что в давние времена осень и весну считали промежуточным этапом, а вот главными сезонами были Лето и Зима. Считалось, что в этот день зимние холода уже отступают и дают дорогу теплу. По поверьям, это единственный день зимы, когда можно услышать гром и увидеть молнию.

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в ее богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвященных непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своем возникновении, рассматривалось как праздник, посвященный Матери Божией.
Согласно традиции и закону Моисея, на 40-й день после родов женщина могла впервые посетить храм, таким образом получив "очищение". Если же женщина родила первенца, и он мужского пола, полагалось также совершить ритуальное жертвоприношение — ягненка или, если семья не могла себе его позволить, пару голубей.
Именно на 40-й день после рождения Христа Мария принесла его в церковь, где их встретил Симеон Богоприимец.
Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: "В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…".


Народные приметы:
Сретенье – зима с летом встретились.
На этот день зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад.
Солнце на лето, зима на мороз.
Покров не лето, а Сретенье не зима.
Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет.
У дня больше света, у ночи меньше стужи.
Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
На Сретеньев день снежок – весною дожжок.
Снег метет через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метет, то ранняя.
Если в Сустретьев день по дороге несет снег, значит, в квашни поведет – уродится хлеб.
На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов, если в полдень – средних, если к вечеру – поздних.
Если на Сретенье петух напьется воды – наберется пахарь беды (зима будет еще долго продолжаться, почему хозяева берегут хлеб и пшено).
Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.
Если на Сретенье будет переметывать дорогу, зима протяжная.
Снег через дорогу передувает – сей просо; если же случится оттепель и капель, то сей пшеницу.
По погоде в Сретенье судят также об урожае трав, для чего бросают поперек дороги палку и наблюдают: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги.
Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны.
В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер – плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, трясут деревья руками, чтоб были с плодами.
В Сустретьев день начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».
Тепло льды пятнает, старик шубу снимает.
На Сретеньев день льды опятнает – зверь ложится по льдинам (Архангельская губ.).

Если солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то это означает, что прошли последние морозы; если же солнце вовсе не покажется – ожидай строгих власьевских морозов 24 февраля.

Народные поверья и обычаи:
В этот день особенно заботились о домашней птице, скотине, семенном зерне и плодовых деревьях. Считалось, что ветер в Сретение отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени трясти руками фруктовые деревья. В этот же день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были яйценоскими. В связи с этим обычаем говорили: «Корми в сретенье кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».

В Сретение существовал обычай носить в церковь свечи для освещения. Эти свечи назывались «громницами» и дали одноименное название празднику. Обряд освящения свечей на сретенской службе связан с католической традицией и восходит к древнему обычаю римской церкви совершать процессии с зажженными свечами или факелами в праздник Сретения.

Крестьяне возвращались из церкви с зажженной «громницей» и гадали по ней, а также совершали обряд обнесения хлеба и свечи вокруг стола. Свечам-громницам в народе приписывалась магическая способность отгонять бесов, гром и молнию, дождь и град. Поэтому во время грозы, во избежание удара молнией, старались зажечь громницу.

В праздник Сретения крестьяне поджигали друг другу крестообразно волосы, считая, что это помогает от головной боли. Сретенскую свечу давали в руки умирающим, чтобы отогнать нечистую силу. Сретенскими свечами-громницами отгоняли лихоманок.

Лихоманки.

Лихоманки – демоны болезни в облике женщин. Это двенадцать крылатых сестер, чахлые, заморенные всегда голодные девы, иногда даже слепые и безрукие с говорящими именами Тря сея, Огнея, Озноба, Гнетея, Грудица, Глухея, Лонея (Кос толомка), Пухнея, Желтея, Корчея Глядея и, наконец, Не вея – всем лихорадкам старшая сестра. Невея страшнее всех и если уж вселится в человека, то он вскоре неминуемо умрет. Считалось, что лихорадки томятся в подземельях в цепях и вылетают лишь тогда, когда им удается избавиться от оков. Они вселялись в людей и начинали их трясти, расслаблять суставы и ломить кости. Измучив одного человека, лихорадка переходила в другого. Она целовала жертвы, и от прикосновения ее уст человек тут же заболевал. У кого губы обметаны болезнью, о том в народе говорят: «Лихоманка поцеловала». Славяне верили в существование двенадцати сестер‑красавиц – весенних лихоманок и двенадцати костлявых старух – лихоманок осенних.

Дети вечером перед сумерками где-нибудь на пригорке первый раз негромко заклинают солнышко: «Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, вёдрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу, Бабу ли ягу — ведьму зиму?». Если заклинаемое «солнышко-вёдрышко» и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет — ожидай ещё «власьевских» морозов.

В ночь со Сретения на Починки опасались домового. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может «заездить коня». Также распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.

Этот праздник, в большой своей части посвященный весне - можно сказать, один из главных весенних дней - на северо-западе России (современная Белоруссия) называли также Громницами. Приносили в церковь свечи, также называемые громницами, для освящения; затем их в течение года зажигали, если гремела гроза, чтобы отвести гром и беды. Также их давали в руки тем, кто умирал, для защиты души.

Громницы - скидай рукавицы.
На громницы напьётся петух водицы.
Громницы - половина зимицы.

Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.

Например, костромичи «выборанивали девок» – таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губ. женщины привязывали неженатым парням колоды – это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами, конфетами.

Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы. Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». «Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга; при этом кричат: «Порох на губах!» – и предлагают целоваться. «Покажите, как вы любитесь!» <...> Иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеется, как маков цвет <...> «Столбы» продолжаются час, потом едут кататься».

В Тверской губ. «к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне».

У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых зятьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

Традиционный вятский «целовник» имел место в масленичную субботу, когда «подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу... Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней».

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устрашала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном шуточных), анекдотов и пр. В некоторых местах «тещины блины» происходили на «лакомки», т. е. в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Зять на двор – пирог на стол.
У тещи про зятя и ступа доит.
Придет зять, где сметанки взять?

-
Было у тещи
Семь зятьев:
Хомка зять,
И Пахомка зять,
И Гришка зять,
И Гаврюшка зять,
И Макарка зять,
И Захарка зять,
Зятюшка Ванюшка –
Милей всех зятьев!

И стала теща
Зятьев в гости звать.
Хомка идет,
И Пахомка идет,
И Гришка идет,
И Гаврюшка идет,
И Макарка идет,
И Захарка идет.
«Зятюшка Ванюшка,
Иди поскорей!»

И стала теща
Зятьев за стол сажать.
Хомка сел,
И Пахомка сел,
И Гришка сел,
И Гаврюшка сел,
И Макарка сел,
И Захарка сел,
«Зятюшка Ванюшка,
Поди вот тут сядь!»

Стала теща зятьев
Вином потчевать:
Хомке рюмка,
И Пахомке рюмка,
И Гришке рюмка,
И Гаврюшке рюмка,
И Макарке рюмка,
И Захарке рюмка,
Затюшке Ванюшке –
Рюмочка с винцом!

Стала теща с зятьев
Деньги обирать:
С Хомки – рубь,
И с Пахомки – рубь,
И с Гришки – рубь,
И с Гаврюшки – рубь,
И с Макарки – рубь,
И с Захарки – рубь,
С зятюшки Ванюшки –
Пара серебра!

Стала теща
Зятьев провожать:
И Хомке – в шею,
И Пахомке – в шею,
И Гришке – в шею,
И Гаврюшке – в шею,
И Макарку – в шею,
И Захарку – в шею,
А зятюшку Ванюшку –
За святые волоса!

-

Ой, куры вы, куры,
Кочеты молодые,
Гребни вы золотые!
Что не пойте вы рано,
Не будите мово зятя.
Зять у тещи гуляет,
Теща у зятя пытает:
«Что зять ты, зятечек,
Дорогой сын гостечек,
Скажи мне всю правду,
Что на свете милее:
Али тесть, али теща,
Али жена молодая,
Али матушка родная?»
«Теща милая – для привета,
Жена молодая – для совета,
А маменька родная
Милей всего свету».

-

Был у тещи, да ряд утекши.
У тещи зять – первый гость,
а принят в дом – первый разбойник.
Нет черта в доме – прими зятя.
Зять в дом – и иконы вон.

-

Теща про зятя пирог пекла.
Соли да муки – на четыре рубли,
Сахару-изюму – на восемь рублей,
Встал этот пирог – в двенадцать рублей.
Думала теща про всех про гостей –
Зятюшка сел – да в присест пирог съел.
Теща по горенке похаживает,
На мила на зятюшку поглядывает:
«Как тебя, зятюшка, не рoзорвало?
Как тебя, родимого, горой не навело?» –
«Рoзорви, рoзорви тещу мою,
Тещу мою да свояченицу.
Пойдем-ка, тещенька, отгащивать ко мне.
Есть у меня про тещу много пива и вина,
Есть еще про тещеньку три дубины:
Первая дубинушка – березовая,
Вторая дубинушка – еловая,
Третья дубинушка – осиновая».
(Нижегородская губ.)
 

Журнал

On-line

Опросы

Можете вы один день не пользоваться интернетом ?

Цифра дня

Выбор редакции

Партнеры

L-club
ЮКАП
cityguru
Кулон

Дополнительно

Новости Балаково Сегодня, Балашов, Вольск, Маркс, Хвалынск, Энгельс

Мы в СоцСетях

Саратов Сегодня
   
Сегодня | Отзывы и Обсуждения | Карта сайта | Темы
ООО «Саратов Сегодня»
E-mail:
free-counter-plus.com
«Новости Саратова сегодня» 2012
Saratov-Segodnya.RU 2012
SaratovSegodnya.RU 2012
Документ от 20.06.2018 13:15:24