История жизни Махатмы Ганди - Южная Африка, Индия, учения - Саратов Сегодня

История жизни Махатмы Ганди - Южная Африка, Индия, учения

Новости сегодня

Пока нет новостей на сегодня

Новости Вчера

Новости 27.04.2017

Яндекс.Метрика
 
Статьи / История Махатмы Ганди
Ненасилие – не только позиция сильных, но и сама по себе очень сильная позиция
09.12.2012 18:19:33 Однажды Президент России Владимир Владимирович Путин, отвечая на вопрос немецкого журнала Der Spiegel , сказал: Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чём беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет. …После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем.

Конечно, Владимир Владимирович пошутил, поговорить ему всегда есть с кем, но, как известно, в каждой шутке всегда есть доля правды. Так кто же такой Махатма Ганди, удостоившейся столь лестного упоминания лидером нашей страны.

Его настоящее имя Мохандас Карамчанд, и как не странно он не принадлежит к числу представителей современной индийской семьи политиков Ганди, столь известных особенно в бытность СССР. Однако его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой.

Ганди, родившийся в 1869 году – человек эпохи, отошедшей в прошлое. Но надо заметить, что без прошлого нет настоящего и будущего.

Семья Ганди была достаточно обеспеченной, чтобы позволить детям получить хорошее образование и Мохандас в 19 лет отправился в Лондон для обучения юриспруденции. По завершению учёбы в 1891 году он вернулся в Индию для работы по специальности. В 1893 г. начинается деятельность Ганди на благо Индии. Она распадается на два периода. С 1893 г. полем ее является Южная Африка. С 1914 г. она протекает в Индии.

Ганди в Южной Африке

В 1893 году Мохандас подписал одногодичный контракт на юридическую работу в Южной Африке. Через несколько лет он отказался от своей профессии, сочтя ее безнравственной. Но и в то время, когда он ею занимался, он оставлял за собой право отказаться от защиты дела, если видел, что оно несправедливо.

Конец XIX века ... Положение индийских переселенцев, прибывших в ЮАР в поисках лучшей жизни, было тяжёлым. Здесь они были обречены на нищенскую жизнь, унижения и рабский труд... Безысходность порождала покорность и чувство полного бессилия. Возвращение на родину не представлялось возможным: в Индии миллионы безземельных крестьян ежегодно умирали от голода.

В то время в Южной Африке, преимущественно в Натале, проживало до ста пятидесяти тысяч индусов. Приток этого чуждого народа вызвал в белом населении ненависть к иностранцам, которой правительство, мягко говоря, поощряло. Оно решило запретить иммиграцию из Азии и заставить выехать тех, кто обосновался в стране. Систематические преследования сделали жизнь индийцев невыносимой: тяжкие налоги, унизительные полицейские меры, публичные оскорбления и, наконец, суды Линча, грабежи и погромы под эгидой белой цивилизации.

Когда два парохода с индийскими переселенцами (на борту одного из них был Ганди с семьёй) прибыли в порт Дурбан (Ю. Африка), казалось, что белое население было одержимо одной идеей – сбросить «цветных» в море. Власти предложили переселенцам вернуться обратно. Индийцы сплотились вокруг Ганди. Противостояние длилось 23 дня, пока «белые» не уступили... Когда все пассажиры и его семья оказались в безопасности, Ганди вышел на берег и практически сразу был окружён белым населением и зверски избит. От смерти Ганди спасло только вмешательство отряда полиции.

Дело получило широкую огласку, Лондон настаивал на наказании участников избиения. Один из членов правительства Наталя, пригласил Ганди к себе и заявил, что арестует виновных, если Ганди сможет их опознать.

«Я считаю, что осуждать следует не тех, кто нападал на меня... Осуждать надо их руководителей» – ответил Ганди.

Принципиальный отказ Ганди привлечь к суду людей, напавших на него, произвёл сильное впечатление на население Дурбана. Теперь у многих «белых» сам Ганди и борьба индийцев за свои права вызывали уважение и понимание.

Но откровенный расизм по отношению к нему и другим индийцам продолжался с новой силой. Ганди с удивлением узнал, что в этой стране унижения и притеснения – удел всех «цветных», в т. ч. и индийцев, независимо от их социального положения и статуса. С первых же своих шагов в Натале, a особенно в голландском Трансваале, он пережил жестокие испытания. Этот индус высшей касты, всегда хорошо принятый в Англии и привыкший до сих пор считать европейцев своими друзьями, оказался здесь мишенью самых грубых издевательств; его выбрасывали из отелей и из поездов, его оскорбляли, били по щекам, ударяли ногами. Он немедленно вернулся бы в Индию, но договор на двенадцать месяцев связывал его с клиентами. За эти двенадцать месяцев он научился владеть собой. Когда срок кончился, он хотел сейчас же уехать; но ему стало известно, что правительство готовит законопроект, отнимающий у индусов их последние льготы. Африканские индусы не имели сил бороться; они были безвольны, неорганизованные, деморализованы. Им нужен был вождь, нужна была душа. Ганди пожертвовал собой. Он остался.

В эти годы Ганди открывает для себя Льва Толстого и его Учение о непротивлении злу. «Россия в лице Л. Толстого дала мне учителя, который предоставил теоретическую основу моего ненасилия», – писал позднее Ганди.
Ганди вырабатывает для себя основной жизненный принцип, которого придерживался затем всю оставшуюся жизнь: «Никогда не требуй от человека того, что не делаешь сам».
Ганди выдвигает свою идею ненасильственного сопротивления произволу. Он ищет название для этого движения и останавливается на предложении младшего сына: «САТЬЯГРАХА», что означает «твёрдость в истине».
Сатьяграха – это слово точно выразило суть концепции Сопротивления. Это не вынужденная пассивность слабого перед сильным и не принцип «око за око». Насилию противопоставляется сила духа и внутренняя уверенность в своей правоте. Такая борьба делает человека сильным для дальнейшей борьбы. Ненасилие – это оружие сильных. У слабых это с легкостью может быть лицемерием. Страх и любовь – противоречащие понятия. Сатьяграха – это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе. Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью: Человек, который столкнувшись с опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своём сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Ганди терпимо относился к человеческим слабостям, но трусость отвратительна ему именно как скрытое насилие. Одна из заповедей Сатьяграха, основанной Ганди, — это отсутствие страха, освобождение души от боязни перед королями, народами, кастами, семьями, людьми, перед дикими зверями, перед смертью.
22 августа 1906 года правительство Трансвааля опубликовало проект закона, по которому индийцы – мужчины, женщины и дети с 8-ми летнего возраста – должны пройти регистрацию в полиции, оставить отпечатки пальцев и получить особые удостоверения, иначе их ожидали арест и высылка. Такая регистрация приравнивала индийцев к лицам, подозреваемым в совершении преступления. Полицейские также получали право вторгаться в жилища индийцев (и даже на традиционно неприкосновенную женскую половину) для проверки регистрации.
Прочитав закон, Ганди сказал: «Лучше умереть, чем согласиться с подобным законом». Индийцы были взбешены, многие заявили, что пристрелят любого, кто ворвётся к ним в дом. Ганди предложил им иной путь сопротивления: «Мы не будем обращаться к мировому общественному мнению, индийцы сами способны постоять за себя. Пусть каждый, кто клянётся не подчиняться позорному закону, решит для себя, хватит ли у него твёрдости, несмотря ни на какие гонения и даже на смерть, сдержать эту клятву. Борьба будет продолжаться долго, возможно, годы, но я смело и с полной уверенностью заявляю, что если даже небольшая часть людей сохранит верность своему слову, наша борьба может завершиться только одним – победой».
И победа была достигнута.
В сентябре 1906 г. собравшиеся в Иоганнесбурге индусы торжественно дали клятву «Пассивного сопротивления». Все азиаты без различия расы, касты, религии, богатые и бедные, соединились в этом самоотречении; африканские китайцы тесно объединились с индусами..
1 января 1908 года сатьяграха начинается митингом в Йоганесбурге, на котором индийцы демонстративно сжигают свои повестки на регистрацию. Ганди арестован и посажен в тюрьму. Движение разгорается, «цветные» игнорируют закон, тюрьмы переполнены, однако репрессии ничего не дают... Выйдя из тюрьмы Ганди начинает готовить Сатьяграху в масштабах всей Южной Африки. В 1913 году ему удаётся поднять горняков Наталя на забастовку... Забастовка быстро распространилась по всей стране. Против горняков применили оружие – несколько рабочих были расстреляны за отказ работать. В тюрьмах оказались тысячи людей, в т. ч. женщины и подростки. От тесноты и антисанитарии многие умирали. За отсутствием достаточно обширных тюрем их заточали в шахты. Были случаи смерти, были мученики. Но тюрьма, казалось, имела для них притягательную силу. В Южной Африке Ганди отбывал заключение трижды. Но движение уже невозможно было остановить.
6 ноября 1913 года Ганди начинает знаменитый мирный поход протеста из Наталя в Трансвааль. Это было демонстративным нарушением закона, запрещающего индийцам перемещаться из одной провинции в другую. Нарушение закона каралось тюремным заключением и высылкой. Ганди шёл во главе многотысячной колонны, которая росла с каждым днём. Вызванные правительством войска не решились стрелять, но попытались на лошадях разогнать демонстрантов. Тогда участники похода легли на землю и кони не пошли по лежащим.
Вести из Южной Африки взорвали общественное мнение Европы и Америки. В поддержку индийцам выступили А.Энштейн, Б.Шоу, Б.Рассел и многие известные политические деятели. Властям пришлось отступить. В течение месяца шли напряжённые переговоры сторон. Имперская комиссия признала Ганди правым почти по всем пунктам. 30 июня 1914 г. было подписано соглашение, согласно которому все наиболее оскорбительные для индийцев законы были отменены. Особым актом было предоставлено право проживания в Натале всем индусам, которые желали там остаться в качестве свободных трудящихся.
Непоколебимая стойкость и обаяние великой души сделали свое дело; сила склонила колени перед героической кротостью. Наиболее ярый противник дела индусов, генерал Сметс, который в 1909 г. объявил, что никогда не вычеркнет из Книги Статутов ни одной из мер, оскорбительных для индусов, через пять лет почел себя счастливым, что ее уничтожил. 20-ти летняя борьба Ганди в Южной Африке закончилась победой. Ганди возвращается в Индию.

Ганди в Индии

В Индии ситуация была не намного лучше, чем в Африке. Колонизаторы грабили страну, непомерные налоги препятствовали развитию Индии, поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель. Многовековой уклад жизни рушился... Используя принципы Сатьяграхи, Ганди возглавил борьбу за независимость Индии от Британии.

Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны (не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам). Ганди предложил «третий путь» – путь ненасилия, что означало внутреннее решение человека, в основе которого признание высшими ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах Зла приводит человека на Путь Строительства нового мира – Мира Добра.

Ганди предложил индийцам программу не сотрудничества с колонизаторами: бойкоты правительственных учреждений, иностранных товаров, отказ от уплаты налогов, неповиновение наиболее нетерпимым законам. Но прежде всего, нужно было отнять у Индии «проклятие пьянства», организовать группы трезвости, бойкотировать вино, заставить торговцев отказаться от своих патентов. Индия поняла призыв Махатмы. Волна трезвости прошла по стране; и Ганди пришлось вмешаться, чтобы толпа силой не закрыла и не разрушила магазины. Ибо «не дозволено делать людей чистыми — силой». Одновременно с напитками он борется с торговлей наркотиками, с курением опиума. Это не только подрывало самую основу власти англичан, но и пробуждало в индийцах дух свободы и солидарности. Метод Ганди был глубоко продуман и проработан в Южной Африке и это помогло ему впервые в истории создать ненасильственное массовое движение. И дело здесь не шло о гражданском неповиновении. Оно хорошо известно было Ганди, и он тщательно различал это неповиновение и Отказ от сотрудничества. Гражданское неповиновение — это больше, чем отказ от повиновения, это — нарушение законов. «Оно является протестом, который может быть осуществлен с успехом лишь немногими избранными, тогда как Отказ от сотрудничества может и должен быть массовым движением». Ганди хотел подготовить индийский народ к неповиновению, но лишь постепенно; он знал, что народ недостаточно готов, и не хотел отпустить узду, не убедившись, что он овладел собой. И в первое время в программе Отказа от сотрудничества не было даже речи о неплатеже налогов. Ему приходилось сдерживать необузданные силы, которые рвались наружу. Особенное отвращение питал он к анархической необузданной черни. Он опасался даже радостных и шумных, но беспорядочных демонстраций, на которых всегда могут неожиданно возникнуть взрывы и безответственные действия. «Нужно, чтоб из этого хаоса возник порядок. Нужно вместо черни установить закон народа». Пусть же народ остается спокойным, — пусть он не приостанавливает своей работы, не устраивает митингов. Но пусть закроются суды, пусть будут покинуты правительственные учреждения, пусть опустеют школы, пусть осуществится полностью, в порядке и дисциплине, программа Отказа от сотрудничества. Если народ будет действовать так, он победит. Если нет, — он будет иметь то, что имеет. Ганди ждал, когда наступит час. Идеи Ганди постепенно нашли отклики. Многочисленные должностные лица подали в отставку. Тысячи учащихся были взяты из колледжей. Суды утратили свой престиж, школы опустели. А Всеиндийский Конгресс значительным большинством санкционировал решения Ганди.

Сатьяграха проводилась в соответствии с твёрдыми принципами, основанными на самом духе ненасилия: полная гласность и открытость, предупреждение противника во всех своих действиях, применении сильных средств только после того, как были испробованы все более слабые. Сатьяграха могла начаться только тогда, когда каждый участник точно представлял себе смысл и последовательность борьбы и был уверен в своей приверженности духу ненасилия. Участники движения не должны были желать зла противнику, стремясь лишь к достижению поставленной цели. Именно эти принципы позволяли сохранять ненасильственный дух даже самых массовых кампаний. Индия научилась обходиться без многих материальных благ и безропотно согласилась на множество неудобств. Множество раз британцы арестовывали Ганди за его активность. Он полагал, что если есть основания для тюремного заключения, то сесть в тюрьму – это честно. В общей сложности он провел в тюрьме семь лет из своей политической деятельности. Можно спорить об эффективности Сатьяграхи. Однако Англия, так и не взявшись за оружие добровольно «ушла» из Индии, оставив свои колониальные притязания. При этом мало кто в мире мог предсказать такой поворот событий вплоть до 1947 г.

Есть ли свой Ганди в России? Если есть, каковы его планы? Русские могут оказать гражданское неповиновение лишь при одном условии: если эта идея каким-либо образом придет в голову каждому. Но даже тогда вряд ли что-нибудь существенно изменится. «Полный Отказ от сотрудничества требует полной организованности. Беспорядок проистекает от злобы. Необходимо полное отсутствие насилия. Всякое насилие только задержит успех дела и явится ненужным расточением невинных жизней. Прежде всего, должен быть соблюден порядок!» Освободить материальную жизнь от экономического иностранного порабощения — это еще не много. Нужно освободить дух. Что так сегодня не хватает россиянам. Ганди желал, чтобы его страна свергла иго европейской культуры, — и одно из самых главных его усилий было направлено на то, чтобы заложить основы истинного воспитания. В противоположность европейскому воспитанию, которое недооценивает физический труд и развивает лишь мозг, Ганди хотел, чтобы ручной труд был введен в школах с детского возраста. Хорошо, чтобы ребенок оплачивал сам свое образование, работая на прялке; это сразу приучит его зарабатывать на жизнь и быть независимым. Что же касается воспитания сердца, которым Европа совершенно пренебрегает, то здесь нужно начинать все сначала. И, прежде чем воспитывать учеников, нужно воспитывать воспитателей.

Первая обязанность человека — защищать слабых и не оскорблять человеческой совести. Пока мы не смыли с себя этого греха, мы хуже скотов. И, обращаясь к мужчинам Индии, Ганди напоминал им об уважении к женщине: Женский пол не слабый пол, — он более благородный из двух вследствие своей способности к жертвам, к молчаливому страданию, смирению, вере и познанию. Интуиция зачастую женщины превосходит самонадеянную претензию мужчин на высшее знание...

Есть два класса людей, против которых Ганди ополчился особенно резко. Это судьи и врачи.

Профессия судьи безнравственная, кому как ни Ганди имеющему юридическое образование было это понять. Суды являются эффективным орудием власти имущих, они обостряют несогласия между людьми; вообще они везде и всюду поддерживают и умножают раздоры, споры и ссоры. Сто лет назад Сила стояла выше Права. Сегодня еще хуже — Сила есть Право.

Что касается врачей, то Ганди соглашался, что вначале их профессия его привлекала; но вскоре он убедился, что она не может считаться почтенной. Западная медицина занимается единственно тем, чтобы лечить тело больных, а не уничтожать причины болезней, которыми по большей части являются пороки; можно даже сказать, что она поощряет последние, давая порочным людям возможность наслаждаться пороками с наименьшим риском. Болезнь есть результат не только наших действий, но и мыслей; и сравнительно просто дать правила для предупреждения заболевания, ибо «все болезни имеют одну причину — несоблюдение естественных законов здоровья». И в этом Ганди, несомненно, прав. У нас, например, сегодня в России аптек становиться больше, чем булочных.

Цивилизация, — говорит Ганди, — есть лишь пустой звук. Она делает материальное благо единственной целью жизни. Она не заботится о духовных благах. Она сводит людей с ума, порабощает их ради денег, лишает их мира и вообще внутренней жизни; она — ад для слабых и для рабочих классов; она подрывает жизненность народов. Истинный враг— именно она, в гораздо большей степени, чем люди, которые сами по себе не злы, а больны своей цивилизацией. Такая цивилизация уничтожит сама себя.

Махатма осуждал насилие; но его ненасилие было революционнее всякого насилия. Сила — не в физических действиях, — она коренится в непоколебимой воле... Будда заставил стать на колени нападавших на него жрецов. Христос изгнал торгующих из храма, он бичевал лицемеров и фарисеев. Это — самое интенсивное непосредственное воздействие... И в то же время за всеми их поступками — бесконечная кротость... Один человек может таким образом бороться против целой империи и вызвать ее падение... Пропаганда, против которой невозможно устоять.

По всему миру проносится ветер насилия. До мира на земле — далеко. Мы не тешим себя иллюзиями. Мы видим в течение тысячелетий достаточно лжи, трусости и жестокости человеческого рода. Но это не мешает нам любить этот мир. Жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено, верно, и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее. И если это – закон жизни, то мы должны применять его в каждодневной жизни. Где бы ни возникала ссора, где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его любовью.

Алексей Качула
 

Журнал

On-line

Опросы

9 мая - день Великой Победы или искусственно созданный культ памяти героям ВОВ?

Цифра дня

Выбор редакции

Партнеры

Римкер
L-club
Кулон
cityguru

Дополнительно

Новости Балаково Сегодня, Балашов, Вольск, Маркс, Хвалынск, Энгельс

Мы в СоцСетях

Саратов Сегодня
   
Сегодня | Отзывы и Обсуждения | Карта сайта | Темы
ООО «Саратов Сегодня»
E-mail:
«Новости Саратова сегодня» 2012
Saratov-Segodnya.RU 2012
SaratovSegodnya.RU 2012
Документ от 29.04.2017 07:27:20