«Святая Иоанна скотобоен» или куда ведут благие намерения - Саратов Сегодня

«Святая Иоанна скотобоен» или куда ведут благие намерения

Новости сегодня

Пока нет новостей на сегодня

Новости Вчера

Новости 16.11.2017

Новости 15.11.2017

Новости 14.11.2017

Яндекс.Метрика
 
Статьи / Куда ведут благие намерения
10 апреля 2013 года в Саратовском академическом театре юного зрителя им. Ю. П. Киселева состоялась премьера спектакля «Святая Иоанна» по пьесе Бертольта Брехта. Спектакль прошел в рамках Года Германии в России 2012/2013 года. Пьеса была поставлена немецким режиссером Андреасом Мерцем, уже знакомый саратовскому зрителю по своей постановке «Тита Андроника» Шекспира.
17.04.2013 17:49:45 В далеком детстве, читая «Двенадцать стульев», я всегда смеялся над описанной в этой книге постановкой «Женитьбы» Гоголя. Все это казалось феерий бреда – и негры, и стулья, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина». Когда же я вырос, то с огорчением узнал, что это феерия бреда называется современный театр. Осознав эту простую аксиому, я сразу же в нем разочаровался. В жизни и так хватает глупости и фантасмагории, чтобы еще любоваться ими на сцене. Но душа требует культуры, а потому нет-нет, да и забежишь на огонек в какой-нибудь театр.

К сожалению, без пресловутого «современного театра» ни один современный театр (прошу прощения за тавтологию) жизни себе не видит. А потому, чтобы удовлетворить мой притязательный вкус актерам и постановщикам приходится отрабатывать свои деньги на все 150%, иначе, несмотря на все их ухищрения, я продолжаю видеть на сцене негров, стулья и зонтик с надписью про Подколесина и в духе Станиславского кричу «Не верю!».

К моему счастью, хорошие постановки все же случается. Одной из них стала премьера спектакля «Святая Иоанна» в саратовском ТЮЗе.
Немного о пьесе. Несмотря на то, что автор, Бертольд Брехт, немец, действие происходит в Америке, в Чикаго, во времена Великой Депрессии. Сейчас, называя ее кризисом перепроизводства, одним из многочисленных экономических кризисов, что были и будут, многие лукавят. Это был не кризис. Это была катастрофа. Прогнозируемая, ожидаемая, но допущенная катастрофа. Сведения о количестве умерших в период Депрессии до сих пор засекречены, но из косвенных источников можно предположить, что тогда в Америке умерло столько человек, что их количество можно сравнить с числом умерших от голода в СССР в 1932-333 годах. С одной поправкой: в СССР хлеба не хватало. В Америке – его было с избытком. Экономический кризис, что с него взять. Но, Бертольд Брехт, переживший послевоенную разруху в Германии, много чего мог рассказать экономистам о «просто кризисе».

Но это история, а у нас – пьеса. «Святая Иоанна скотобоен». Великая депрессия. Чикаго. Местные мясозаводчики ведут свои махинации, пытаясь обмануть и разорить друг друга. Рабочие, 70 тысяч человек, пытаются хоть как-то выжить и отстоять свои права, обратить внимание на свои проблемы. А между ними – местная религиозная организация, «Черные капоры», пытающаяся успокоить рабочих с помощью бесплатного супа. За деньги богатеев. Главная героиня, Иоанна Дарк, как раз из этой организации. Местная Жанна д’Арк, которая пытается устроить так, чтобы всем в этом мире было хорошо. Но внезапно приходит осознание, что сильные – только притворяются добрыми, верующие – только притворяются праведными, чтобы получить деньги от сильных. И только рабочие не притворяются никем. Они просто хотят есть. И пойдут за любым, кто даст им такую возможность – власть, церковь или коммунисты. А добрые намерения, они, оказывается, ведут прямиком в ад. Все усилия местной Жанны д’Арк обратились против нее. Только поняла она это тогда, когда пути назад уже не было.

Собственно, весь сюжет пьесы – это переход Иоанны Дарк от религиозной точки зрения «давайте помолимся и все сразу станет хорошо» ко вполне революционной «в борьбе обретешь ты право свое».

Такой революционной тематики от постановки в ТЮЗе я, честно говоря, не ожидал. Тем более не ожидал такого от немецкого режиссера Андреаса Мерца. И хотя сам он, общаясь с прессой перед спектаклем, всячески отнекивался, объясняя, что не ставил себе цели показать революцию, именно это у него получилось. Только революция происходила не на сцене. А в умах зрителей.

Спектакль сделан в духе минимализма. Несколько стульев, пара картонных коробок, изображающих то церковь, то помещения боен. Разве что бык… Бутафорская копия знаменитого нью-йоркского быка, символа биржевой игры. Ее поставили на колесики и привели на скотобойню. Где еще место быку? Только на бойне. Так он же символ биржи! Биржа мертва…

Эта мысль, что биржа умерла, что пресловутая «невидимая рука рынка» облажалась по полной программе, проходит через всю пьесу красной линией. И она как никогда актуальна сегодня, на фоне мирового экономического кризиса. Пьеса написана в 1931 году. Сейчас – 2013. А проблема одна – рынок сам по себе не справляется со своим же урегулированием. Несмотря на все заверения экономистов.

Религия и вера? Они тоже больше не помогают. С тех пор как ее руководители сторговались с богачами – за какую цену ее члены будут внушать страждущим о необходимости терпеть и прощать. Весь все воздастся – потом, после смерти. Ведь всех накажут, но тоже потом – после смерти. А сейчас – давайте вместе встанем на колени и помолимся, ведь вокруг все хорошо, надо просто только уметь это видеть.

И что же делать? Только бороться за свои права, как это в пьесе делали рабочие. Потому что другого пути чаще всего просто нет.

И все это умело донес в своей постановке Андреас Мерц. Минимализмом декораций, музыкальными эффектами, игрой актеров. Пока я смотрел спектакль, меня не покидало ощущение, что меня, как это принято говорить в интернете, «троллят». За время представления я успел шесть раз разочароваться в пьесе, и семь раз – снова восхититься ею.

Самый жуткий «троллинг» случился в конце пьесы. Когда персонаж, игравший главу «Черных капоров», религиозной организации, действующей в пьесе, обратился к залу с предложением спеть веселую песню. Мол, давайте обнимемся, сейчас вы выйдете из театра в реальную жизнь, где голодают люди, идут войны, кругом – стрессы и несчастные случаи, а потому давайте споем о том какой у нас хороший и добрый мир. Когда зал запел, я ожидал, что режиссер выйдет на сцену и объявит, что, мол, так и так, вы опять стали жертвой рекламы и пропаганды. Но нет. Наверное, посчитал, что это будет слишком жестоко. И не вышел. Умные промолчали. А те, кто не очень – обнялись и пели песню про чудесный, чудесный мир, который надо просто уметь увидеть.

 

Журнал

On-line

Опросы

Можете вы один день не пользоваться интернетом ?

Цифра дня

Выбор редакции

Партнеры

Римкер
ЮКАП
cityguru
Кулон

Дополнительно

Новости Балаково Сегодня, Балашов, Вольск, Маркс, Хвалынск, Энгельс

Мы в СоцСетях

Саратов Сегодня
   
Сегодня | Отзывы и Обсуждения | Карта сайта | Темы
ООО «Саратов Сегодня»
E-mail:
free-counter-plus.com
«Новости Саратова сегодня» 2012
Saratov-Segodnya.RU 2012
SaratovSegodnya.RU 2012
Документ от 18.11.2017 05:46:29